Утиль сбор в Казахстане. Сколько платить?

Утилизационный сбор за ввоз машины на территорию Казахстана существует с 2016 г. Это обязательный налог, который обязаны платить все автопроизводители, импортеры, физлица, желающие ввезти и зарегистрировать машину в РК. В нашей статье расскажем, сколько составлять утиль сбор, когда и как его нужно платить.

Средства в рамках утиль сбора взимаются целенаправленно – на будущую утилизацию транспортного средства. В утилизацию входят транспортировка старой машины, переработка, утилизация. В период с 2016 по 2022 гг. размер совокупного утиль сбора составил 691,8 млрд тенге.

Согласно Экологическому кодексу Казахстана, утилизации помимо старых авто подлежат аккумуляторы, лампы, изделия из резины, нефтепродукты, продукция химпрома, изделия из бумаги, термометры, электрические приборы и мн. др. Эта продукция нуждается в переработке или утилизации особым способом, без нанесения вреда окружающей среде. Больше всего собранных денег в рамках утиль сбора приходится на импортируемые в страну транспортные средства – легковые авто, автобусы и грузовики.

Информация об уплате утиль сбора должна быть в паспорте ТС, и если налог не уплачивался, это также указывается в ПТС.

Размер налога имеет привязку к виду авто и объему двигателя, взимается с машин отечественного и импортного происхождения.

В 2016 г. базовая ставка сбора составила 50 МРП умноженные на коэффициент для разных видов ТС. Поскольку МРП каждый год меняется, вместе с ним пересчитывается и размер утиль сбора. В 2024 г. расчет осуществляется на базе МРП равного 3692 тенге. В 2022 г. методика подсчета изменилась, в частности снизились коэффициенты, а электромобили перестали облагаться налогом.

Сколько составляет утиль сбор в Казахстане?

Виды ТС Базовая ставка, МРП Коэффициент Размер, тенге
Легковые авто (М1),

внедорожники (G)

с электродвигателями (кроме гибридов)

До 1 тыс. см³ 50 1,5 276 900
1001 – 2000 50 3,5 646 100
2001 – 3000 50 5 923 000
От 3 тыс. 50 11,5 2 122 900
Грузовые
До 2,5 тонн 50 3,5 646 100
2,5 – 3,5 50 7,5 1 384 500
3,5 – 5 50 7,5 1 384 500
5 – 8 50 8 1 476 800
8 – 12 50 9,5 1 753 700
12 – 20 50 10,5 1 938 300
20 – 50, кроме тягачей седельных  50 20,5 3 784 300
Седельные тягачи 20 – 50 50 11 2 030 600
Автобусы,

микроавтобусы с электродвигателями,

кроме гибридов

До 2,5 тыс. см3 50 4 738 400
2,5 тыс. – 5 тыс. 50 8 1 476 800
5 тыс. – 10 тыс. 50 10,5 1 938 300
От 10001 50 13,5 2 492 100

Как самостоятельно рассчитать утиль сбор?

Рассчитать сумму налога можно умножив базовую ставку для конкретного вида транспорта на соответствующий коэффициент. Базовая ставка для любых расчетов – 50 МРП или 184600 тенге.

  • Если вы владелец Chevrolet Aveo Т250 с двигателем 1,5 тыс. см3, утиль сбор будет равен 646 100 тенге (184600 тенге×3,5 (коэффициент от 1 тыс. до 2 тыс. см³).
  • Если у вас грузовик MAN TGL12.220 весом 10 тонн, сумма налога составит 1 753 700 тенге (184600 тенге×9,5 (коэффициент для грузовиков грузоподъемностью 8 – 12 тонн).
  • Если у вас микроавтобус Renault Master с объемом двигателя 2,3 тыс. см3 сумма налога составит 738 400 тенге (184600×4 (коэффициент для автобусов с объемом двигателя до 2,5 тыс. см3).

Если у вас электромобиль (грузовой, легковой или автобус), утиль сбор не платится, поскольку для него установлены нулевые коэффициент, при условии, что машина не гибридная.

Для проверки своих подсчетов можно использовать калькулятор на сайте РОП “Жасыл даму” recycle.kz.

Когда и как нужно уплачивать утиль сбор?

Уплатить утилизационный налог можно в любое время. Он не привязан к конкретной дате, но должен быть уплачен до первичной постановки на учет.

Для самоходной сельхозтехники налог надо оплатить в срок до 30 дней с момента ввоза или производства. При продаже авто производителем до первичной регистрации сбор платится до реализации ТС.

Как оплатить утилизационный налог?

С 2022 г. за утиль сбор в Казахстане ответственность несет госкомпания “Жасыл даму”, соответственно, за получением и расходованием денег от сбора осуществляется государственный контроль. Оплатить налоги можно на сайте “Жасыл даму” recycle.kz. Для этого необходимо пройти регистрацию или авторизоваться на сайте с помощью ЭЦП. В личном кабинете создается заявка в соответствующем разделе с указанием:

  • модели автомобиля;
  • VIN-код;
  • объема двигателя;
  • страны и года производства;
  • года импорта.

Отдельно загружается список документов:

  • ПТС/таможенная декларация (для машин производства Казахстана);
  • талон госконтроля, акт приема-сдачи, ТТН, накладная CMR (для авто, ввезенных с ЕАЭС);
  • таможенная декларация (для ввезенных не с ЕАЭС).

Также возможна оплата на портале eGov.kz, где нужно авторизоваться, выбрать платеж из списка и оплатить картой банка.

Как проверить, что сбор уплачен?

Своевременная уплата налога необходима, поскольку ее отсутствие может повлечь проблемы с перерегистрацией авто. Лучше заранее убедиться, что оплата прошла. Для этого следует на сайте оператора РОП в опции “Проверить оплату” ввести VIN-код/госномер машины. Процесс займет до 5 минут.

Помимо данных об уплате сбора там же можно узнать о наличии штрафов, пробеге машины, собственниках, ограничениях и мн. др.

Будут ли отменять утиль сбор?

Казахстан планирует предложить членам ЕАЭС введение запрета на ввоз авто старше 7 лет из третьих стран, но по мнению многих специалистов ставку утиль сбора снижать нельзя, поскольку благодаря ей в страну ввозят меньше старых ТС. Если утиль сбор уменьшить или отменить, Казахстан заполонят физически и морально устаревшие машины, по многим параметрам не соответствующие нормам экобезопасности и техническому регламенту.

Владельцев машин понять можно – они не хотят лишних денежных трат, но большинство покупателей ТС не имеют достаточно средств, чтобы приобрести современный автомобиль, поэтому довольствуются старыми. В свою очередь власти стараются популяризировать машины местного производства и работают над омоложением автопарка Казахстана.

Петиция против утиль сбора на E-Petition.kz собрала необходимые 50 тыс. подписей для рассмотрения правительством, и уже состоялось первое слушание. Предварительно Минпромстрой отклонил претензии авторов и не рассматривает снижение тарифов утиль сбора. Доводы, указанные в петиции, посчитали не соответствующими реальным, дополнительные обоснования представлены не были. Но был подготовлен список мер по предотвращению ввоза машин из третьих стран.

Система формирования утилизационного налога в Казахстане нуждается в совершенствовании. Рассматриваются и обсуждаются разные модели, в том числе существующая в Узбекистане и России, где для автомобилей старше 3-х лет установлен дополнительный коэффициент, что вынуждает потенциальных покупателей обращать внимание на более современные машины.

Напомним, что на нашем портале граждане всегда могут выбрать займы онлайн в Казахстане за 5 минут. Лучшие микрозаймы можно посмотреть здесь. После получения заявки МФО Казахстана подготовят ответ и отправят свое решение по СМС или электронной почте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *