Казахстан является транзитным хабом, через который проходит большой транспортный поток из Узбекистана и Китая в РФ. Он постоянно увеличивается, а вместе с ним растет нагрузка на дороги. Платные дороги – это хороший источник средств для развития дорожной инфраструктуры. Сегодня расскажем, где находятся платные участки дорог, сколько стоит проезд по ним, как проверить долги за проезд по платным дорогам.
Платные трассы Казахстана. Сколько их, где проходят?
В Казахстане есть разные типы платных дорог. На них созданы все условия для экономии времени на въезде, т. е. они работают по открытой системе. Здесь нет шлагбаумов, постов оплаты, а для фиксации проезда автомобиля нужно проехать через контрольную арку, где есть считыватель RFID-меток или госномеров. Плата за проезд списывается со спецсчетов транспортных средств.
Плюс открытой системы в том, что она допускает проезд в долг, например, если водитель забыл пополнить счет, но оплата с опозданием будет стоить в 2 раза дороже.
Платные трассы Казахстана:
Астана-Щучинск – 211 км, категория I-A. Открыта с 2013 г.
Полос 6 в двух направлениях, на двух можно произвести оплату. Контрольных арок две.
Астана-Темиртау – 134 км, категория I-A. Открыта с 2019 г.
Полос 4 в двух направлениях, на двух можно произвести оплату. Контрольных арок 5.
Алматы-Конаев – 42 км, категория I-A. Открыта с 2019 г.
Полос 6 в двух направлениях, на одной можно произвести оплату. Контрольная арка одна.
Алматы-Хоргос – 295 км, категория I-B. Открыта с 2019 г.
Полос 4 в двух направлениях, на двух можно произвести оплату. Контрольных арок 6.
Конаев-Талдыкорган – 186 км, категория I-Б, I-А. Открыта с 2021 г.
Система открытая, контрольных арок 4.
Астана-Павлодар – 375 км, категория I. Открыта с 2021 г.
Система открытая, контрольных арок 7.
Тараз-Кайнар – 237,5 км, категория I-Б. Открыта с 2021 г.
Система открытая, контрольных арок 5.
Шымкент-Кызылорда – 446,5 км, категория I-Б. Открыта с 2021 г.
Система открытая, контрольных арок 9.
Шымкент-Тараз – 89,3 км, категория I-Б. Открыта с 2021 г.
Система открытая, контрольных арок 8.
От Шымкента до границы с Узбекистаном – 84 км, категория I-Б. Открыта с 2021 г.
Система открытая, контрольных арок 3.
Щучинск-Кокшетау – 60,7 км, категория I-Б. Открыта с 2021 г.
Система открытая
Стоимость проезда по платной дороге?
С октября 2023 г. проезд по платным трассам подорожал, и в начале 2024 г. подорожает снова.
- Астана-Щучинск – 240,1 тенге за легковую машину, 1200 за автобус, 6240 за грузовик.
- Астана-Темиртау – 240,1 тенге за легковую машину, 840 за автобус, 4020 за грузовик.
- Алматы-Хоргос – 359,8 тенге за легковушку, 1800 за автобус, 8820 за грузовик.
- Алматы-Конаев – 120 тенге за легковушку, 240 за автобус, 1200 за грузовик.
- Тараз-Кайнар – 288 тенге за легковой авто, 1415 за автобус, 7128 за грузовик;
- Шымкент-Кызылорда – 527,8 тенге за легковой авто, 2627 за автобус, 13260 за грузовик;
- Щучинск-Кокшетау – 72,1 тенге за легковой автомобиль, 360 за автобус, 1800 за грузовик;
- Астана-Павлодар – 456 тенге за легковушку, 2232 за автобус, 11208 за грузовик;
- Шымкент-Тараз – 108 тенге за легковой автомобиль, 516 за автобус, 2628 за грузовик;
- Конаев-Талдыкорган – 228 тенге за легковушку, 1128 за автобус, 5592 за грузовик;
- Шымкент- граница с Узбекистаном – 108 тенге за легковой авто, 504 за автобус, 2520 за грузовик.
Как оплатить платную дорогу в Казахстане?
Варианты оплаты:
- наличными в терминале на въезде;
- через PayWay.kz;
- через KazDriver;
- в банках Capital Bank, Kaspi.kz, ATF Bank, Halyk Bank, Eurasian Bank, Сбербанке;
- через топливную карту E100;
- через терминалы Киберплат, QIWI, Tenge, Касса24, Wooppay и Salempay;
- через баланс мобильного телефона (Activ, Kcell, Beeline) с помощью SMS, USSD, Web-приложения, mobile App;
- по счету (заключение договора с предоплатой для юрлиц).
Что выгоднее: абонемент или разовая оплата?
Покупка абонемента обойдется дешевле разовой оплаты, причем экономия будет существенной. Также не стоит делать оплату наличными, так как любой другой способ будет в 2 раза экономнее.
Абонементы могут быть на один месяц и год. На месяц выдаются абонементы для грузовых машин, зарегистрированных на территориях, прилегающих к платной трассе.
Плата начисляется за проезд 1 км трассы по тарифу. Тарифы отличаются в зависимости от дорог и вида транспорта. Если водитель проживает вдоль платной трассы, он пользуется годовым абонементом. В среднем, он стоит около 1 тыс. тенге за весь маршрут в оба направления, но цена будет отличаться, если водителю нужно проехать лишь часть маршрута. За конкретные участки трассы сумма оплаты может отличаться.
Как оформить абонемент на год на легковой автомобиль?
Порядок действий:
- Посетить Центр обслуживания платных дорог.
- Принести удостоверение личности, техдокументацию на машину.
- Подписать заявление, оплатить 1 тыс. тенге и взять чек об оплате.
- Задолженности на момент оплаты быть не должно.
- На баланс машины положить 1 тыс. тенге.
- Оформить абонемент, позвонив по 1403.
- Абонемент оформляется после проверки выполнения всех условий.
Как проверить задолженность за проезд по платной трассе?
Задолженность можно узнать на главной странице сайта kaztoll.kz. Здесь по номеру машины предоставляется информация о наличии/отсутствии долга и о его размере. Также можно узнать данные о задолженности, позвонив в контакт-центр на № 1403.
Штрафные санкции для физлиц за неоплату проезда более 7 суток – 17250 тенге. Если прямо сейчас нет свободных денег для оплаты проезда, то всегда можно рассмотреть займ онлайн или микрокредит.
Плюсы и минусы платных трасс
Оплата проезда взимается не просто так. Она гарантирует комфортное передвижение на более высокой скорости, что ценится деловыми людьми. К преимуществам платных дорог можно отнести:
- качество дорожного покрытия и инфраструктуры, которые гарантируют водителям безопасную поездку;
- взимание платы за проезд сокращает количество машин на трассе, поскольку не все представители транспортного потока готовы платить, соответственно напряженность на дороге ниже, заторы бывают крайне редко, что особенно важно в часы пик;
- возможность передвигаться на высокой скорости, что ценится представителями экстренных служб, грузовых транспортных компаний, пассажирских перевозчиков.
Есть и обратная сторона медали – минусы, главный из которых – расходы. Некоторые водители не могут себе позволить такую роскошь, как проезд по платной дороге, особенно если в силу обстоятельств приходится прибегать к нему часто, а альтернативных дорог поблизости нет.
Многие опасаются, что развитие платных дорог приведет к образованию монополии на этот вид деятельности, а значит, монополист сможет диктовать свои условия пользования платными трассами, в том числе устанавливать неадекватные цены. Роста количества платных дорог многие казахстанцы опасаются, поскольку считают, что он снизит возможность передвигаться бесплатно по нормальным дорогам. Альтернативных вариантов без оплаты почти не останется.
Кто может не платить за проезд по платным трассам?
Согласно ст. 5-2 Закона Казахстана “Об автомобильных дорогах” бесплатно по платным дорогам могут ездить:
- спецтранспорт – скорая помощь, полиция, спасатели, военные, спецгосорганы;
- автобусы, регулярно занимающиеся транспортировкой пассажиров, багажа в рамках пригородного сообщения, принадлежащие районам, прилегающим к платной дороге;
- самоходные колесные сельскохозяйственные и мелиоративные машины для пересечения железных дорог, водных объектов;
- легковые машины ветеранов ВОВ, физлиц и юрлиц с прилегающих к платной трассе районов для проезда в его границах.
Где еще могут появиться платные дороги в Казахстане?
По плану в 2024 г. в Казахстане 45% дорог должны стать платными, а протяженность платных трасс составит 11 тыс. км.
В октябре 2023 г. плату за проезд начали вводить на участках трасс от Бейнеу до Акжигита, от Уральска до Самары и от Уральска до Саратова, от Павлодара до Омска, от Кокшетау до Петропавловска.
В 2024 г. будут платными трассы Караганда-Балхаш, Атырау-Уральск, Талдыкорган-Усть-Каменогорск, Курты-Конаев, Калбатау-Майкапшагай, от Атырау до границы РФ, Мерке-Бурылбайтал, Балхаш-Бурылбайтал и др.