Импорт Казахстана. Структура, динамика по годам


За последние годы Казахстану удалось увеличить объемы местного производства, закрыв потребность по многим направлениям, в частности по продуктам и стройматериалам. Тем не менее многие товары страна вынуждена импортировать – медикаменты, технику. В этой статье мы рассмотрим динамику объемов импорта на последние годы, узнаем откуда в Казахстан поступают товары и какие именно, а также как влияет импортная продукция на ценообразование.

По таблице ниже можно проследить, как менялись объемы импорта Казахстана с 2011 по 2024 годы.

Объем импорта Казахстана

  Год Объем импорта, млрд  $ США
2011 36,9
2012 46,3
2013 48,8
2014 41,2
2015 30,5
2016 25,3
2017 29,5
2018 33,6
2019 39,7
2020 38,9
2021 41,4
2022 50,9
2023 60,4
2024 (январь – май) 22,8

Структура импорта Казахстана

Основная доля импорта Казахстана приходится на оборудование, транспортные средства, продукцию химпрома и потребительские товары. Именно дефицит этих позиций власти страны стараются закрыть в первую очередь, стимулируя внутреннее производство, активно развивая технопарки и промзоны.

Новый виток во внешнеторговых потоках начался в 2022 г. Он заключался в уменьшении доли импорта из России и увеличении из Китая. В частности, растут поставки каучука, пластмасс, текстиля, оборудования из Китая.

По структуре импорта за первые три месяца 2024 г.

  • 4,1% приходится на легковые авто;
  • 3,4% – на лекарства;
  • 3% – на мобильные телефоны, аппараты для передачи голоса, изображения, прочих данных;
  • 2,8% – на вертолеты, спутники, самолеты, космические ракеты-носители;
  • 2,2% – на кузова и кабины транспортных средств.

Из каких стран поступает продукция в Казахстан?

Ключевыми поставщиками Казахстана в импорте являются: РФ (27,8%) и Китай (24,8%). Но в последнее время в лидеры стремится Китай. Поставки в РК из Поднебесной постоянно растут, а из РФ уменьшаются, хотя и незначительно.

Падение темпа роста импорта из РФ в первую очередь связано с уменьшением поставок в Казахстан транспортных средств, товаров машиностроения, металлов. Наблюдается уменьшение объемов и по другим направлениям, за исключением продовольствия.

Остальные партнеры Казахстана значительно уступают лидерам по доле импорта:

  • Германия – 5,1%;
  • США – 4,1%;
  • Республика Корея –  3,6%;
  • Турция – 3,3%.

По итогам 2023 г. в числе наиболее активных импортеров были Япония, Узбекистан, Франция, Италия.

Политика импортозамещения и ее результаты

Для страны гораздо выгоднее выпускать свои товары, чем импортировать их из других стран. Импортозамещение – одна из мер поддержки своих производителей, призванная оказать помощь в открытии новых производств. В Казахстане этого курса придерживаются многие, поскольку импортозамещение делает более предсказуемыми поставки для крупных производителей, способствует развитию МСБ, внедрению новых технологий. С каждым годом вводятся новые меры поддержки производителей, выпускающих продукцию, которая заменяет импортную. В ближайшей перспективе Казахстан планирует довести долю местной продукции до 60%.

Влиять на объемы импорта можно путем изменения тарифов, например, ввозной пошлины на определенные виды товаров, или всевозможными запретами, например, на ввоз в Казахстан пшеницы, как это было в 2023 г. Такие меры преследуют две цели – защищают внутренний рынок, стимулируют производство.

В качестве примера можно привести повышение таможенных пошлин на мебель и товары легкой промышленности. Их увеличение до 25% привело к тому, что товары этих категорий стали импортироваться реже, что дало толчок развитию мебельного производства и товаров легкой промышленности на внутреннем рынке. Местная продукция стоит дешевле импортной, а для ее ремонта не требуются импортные детали.

Повышение пошлин на некоторые виды сельхозпродукции до 30% положительно отразилось на отечественных производителях, которые запустили или расширили свое производство, так как появилось больше возможностей для реализации товаров.

После введения в 2016 г. утилизационного сбора, возросли цены на импортируемые машины, что повлияло на активное развитие автомобильной промышленности. Было открыто несколько крупных промышленных предприятий, в частности Hyundai Trans Kazakhstan, которые обеспечили качественными машинами местных потребителей. Отечественные авто стали покупать чаще, отказываясь от старых машин, которые в больших объемах закупались ранее, нанося вред окружающей среде Казахстана. Запуск новых производств оказал влияние и на трудоустройство тысяч людей, для которых появились новые рабочие места.

Ограничение импорта помогает создавать в Казахстане условия для укрепления позиций собственного производства через строительство, развитие перерабатывающих мощностей. Вокруг предприятий образуется сопутствующая инфраструктура, поддерживающая занятость населения, открывающая новые рынки, положительно сказывающаяся на ряде отраслей. Совсем отказаться от импорта Казахстану пока не грозит, но снизить его долю во внешнеторговом обороте по силам.

Напомним, что на нашем портале жители Казахстана могут взять займ на карту без отказа. Микрозаймы доступны гражданам Казахстана старше 18 лет при наличии стабильного дохода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *