ЭЦП – инструмент, которым уже более 15 лет пользуются в Казахстане для подписания документов и взаимодействия с госорганами. При наличии ЭЦП нет необходимости лично посещать офисы госорганизаций для получения справок, написания заявлений, оформления пособий. До недавнего времени единственным неудобством для граждан было получение электронной подписи в Центре обслуживания населения (ЦОН), но сейчас у физических лиц появилась возможность оформлять ЭЦП онлайн. Сегодня расскажем, как физлицу взять ЭЦП удаленно, не выходя из дома.
Что нужно для получения ЭЦП?
Для получения физлицу понадобятся:
- паспорт Казахстана или другой документ, удостоверяющий личность, выданный в Казахстане, а также нотариально заверенная доверенность, если человек выступает от лица другого;
- заявление с уникальным номером, которое автоматически формируется после подачи заявки;
- телефон;
- ноутбук или ПК с Web-камерой;
- ПО NCLayer.
Способы получения ЭЦП
Получить ЭПЦ можно несколькими способами – посетить ЦОН или оформить дистанционно через порталы eGov.kz или pki.gov.kz.
Физлица имеют возможность оформить облачную ЭЦП, для чего обязательно нужно иметь гражданство Казахстана или вид на жительство в Казахстане, а также зарегистрированный в БМГ (базе мобильных граждан) номер телефона.
Порядок действий при получении электронной подписи онлайн
- На eGov.kz выбрать “Получить ЭЦП удаленно”.
- Пройти проверку Web-камеры. Нажать “Разрешить”.
- Указать ИНН для проверки регистрации в БМГ.
- Если система вас нашла, нужно ввести SMS-пароль, который придет на телефон.
- Если в БМГ вы не зарегистрированы, нужно зарегистрироваться, выбрав виртуального ассистента Kenes и нажав “Видеозвонок”. Далее нужно принять видеозвонок оператора, показать паспорт, назвать номер телефона, ИНН, пароль.
- Повторно обновите страницу, введя ИИН и пароль.
- Далее система проведет проверку ПО NCALayer на ноутбуке или ПК. Если ПО нет, предложит скачивание установочного файла.
- “Перейти к получению ЭЦП”.
- В идентификаторе введите номер телефона в БМГ, код из SMS, ИИН.
- Попробуйте пройти видео-проверку. Если не получилось, Digital ID отправит фото на проверку модератору автоматически, а о ее результате пришлет SMS.
- Дайте разрешение на доступ сервису НУЦ.
- Прочтите пользовательское соглашение и согласитесь его принять кнопкой “Подтвердить”.
- В заявку введите e-mail для получения сообщений. В поле вида хранилища для ключа отметьте подходящий вариант.
- Отметьте папку для хранения подписи, откройте ее и отправьте заявку.
- Обновите страницу.
- Придумайте пароль и 2 раза его введите, после чего загрузите сертификат.
- Придет уведомление об установке ЭЦП.
Как получить ЭЦП онлайн с мобильного телефона?
Для оформления ЭЦП с помощью смартфона, необходимо скачать eGov mobile и выбрать “регистрацию ЭЦП”. Для этого придется пройти видео-проверку через фотографию лица, внести в форму данные паспорта, номер телефона, адрес электронной почты, а также установить пароль.
Сгенерированный ЭЦП загрузится в приложение, а номер телефона попадает в БМГ. Весь процесс займет около 5 минут.
Важно помнить, что ЭЦП, сгенерированные подобным способом, могут быть использованы только в мобильных приложениях!
Сколько казахстанцев получили ЭЦП?
Согласно информации НУЦ, в Казахстане на 2023 г. выдано 20,3 млн электронных подписей. В 20,3 млн входят ЭЦП, полученные всеми возможными способами, но это количество не равно количеству пользователей. 20,3 млн – это количество выданных в стране регистрационных свидетельств. В эту цифру также входят утерянные ЭЦП и повторно выпущенные.
По закону казахстанец может пользоваться различными закрытыми ключами в разных инфосистемах. Их нельзя передать третьим лицам. НУЦ не в праве ограничивать человека в их выпуске, поэтому у одного пользователя их может быть несколько и какими-то из них он может не пользоваться.
У физлица может быть несколько регистрационных свидетельств. Закрытые ключи нельзя копировать. Так, ключ с чипа на удостоверении личности нельзя копировать в eGov mobile и наоборот, значит, у человека их будет минимум 2.
Утерянные ЭЦП автоматически не могут быть аннулированы. Их может отозвать лишь владелец. По этой причине среди 20,3 млн выданных ЭЦП многими никто не пользуется.
Для чего нужна ЭЦП, в каких случаях пригодится?
Электронная подпись имеет юридическую силу аналогичную обычной подписи на бумажном документе, но упрощает многие операции, связанные с документооборотом и оформлением сделок, экономит время и избавляет от бумажной волокиты.
С помощью ЭЦП можно:
- получать госуслуги на сайтах государственных органов, не посещая офисы;
- делать обращения в госорганы и отслеживать статус заявки;
- налаживать взаимоотношения с партнерами и органами власти через Интернет с минимальными затратами на курьерскую службу и мн. др.;
- совершать платежи из дома;
- отправлять заявления на поступление в ВУЗ, на попадание в очередь в детский сад;
- заключать контракты, договоры;
- отправлять отчеты в налоговую службу;
- принимать участие в тендерах на электронных площадках.
Но главное преимущество электронной подписи в ее способности ускорить документооборот. Человеку не нужно тратить время на визит в офис. Подписать документ и дать ему ход он может, находясь дома, и этот документ попадет к адресату через несколько секунд, а не дней, как его бумажный аналог.
Могут ли мошенники получить доступ к ЭЦП? Правила безопасности
ЭЦП предназначена для личного пользования. Ее нельзя передавать третьим лицам, поскольку она откроет доступ к личным данным, ею смогут воспользоваться для совершения мошеннических сделок. Например, на ваше имя могут взять займ онлайн или микрокредит, а по домашнему адресу прописать чужих людей. То же самое грозит человеку, если он потеряет ЭПЦ, и вовремя ее не отзовет. Отозвать подпись можно на pki.gov.kz.
Защитить ЭЦП можно соблюдая следующие правила:
- Изменить пароль, полученный во время выдачи. Сделать это можно самому в личном кабинете.
- Никому не передавать ЭЦП, поскольку она имеет юридическую силу и доказать, что под договором, контрактом и любым другим документом подпись ставили не вы, фактически невозможно.
- Все операции, в которых используется ЭПЦ, проводить лично.
- Никогда не отправлять ЭЦП через чаты и мессенджеры.
- Обезопасить место хранения ЭПЦ от вирусов, установив лицензионную антивирусную программу и периодически ее обновлять. Это касается любого гаджета-хранилища или USB-накопителя. Не переходите по подозрительным ссылкам, не открывайте письма, пришедшие на электронный почтовый ящик от неизвестных лиц, так как есть вероятность загрузить на свой гаджет вирус, который откроет доступ ко всем данным третьему лицу.
- Независимо от места хранения не называть папку или файл с ЭЦП паролем, которым вы активируете подпись. Этим вы облегчите работу не только себе, но и людям, которым не составит труда воспользоваться ЭПЦ для своих целей.
- Оформление ЭЦП – процесс легкий и быстрый, поэтому не прибегайте к услугам посредников, которые обещают за символическую плату сделать подпись за вас. Сами посетите ЦОН или оформите ЭЦП онлайн через eGov mobile, пользуясь подсказками или позвонив на “горячую линию” в случае возникновения вопросов. И помните, что никто не должен вас просить назвать ИИН, PIN-код и номер банковской карты.
Как пользоваться ЭЦП
Разработчики постарались максимально упростить пользование электронной подписью, чтобы каждый без особых навыков и усилий смог ею воспользоваться.
Пользователь получает криптоключи секретный и открытый. С помощью секретного происходит шифрование документов и формирование подписи. Ключ хранится на носителе, которым может стать смарт-карта, чип, sim-карта, USB. Последний вариант на сегодняшний день самый распространенный.
Открытый используется для проверки подлинности подписи. В НУЦ остается его дубликат. НУЦ выступает надежным хранителем открытых ключей, предотвращает попытки подделок.
Ключи работают только вместе.
ЭЦП действительна 1 год. Ее можно продлить еще на год, при условии, что первый срок еще не истек. Проверить срок ЭЦП можно на pki.gov.kz.