Любой заемщик в Казахстане знает, какое значение имеет сегодня кредитная история. С хорошей историей всегда можно оформить любые кредиты и микрозаймы, а с плохой — приходится принимать сплошные отказы в кредитовании. Сегодня расскажем, какие данные хранятся в истории, могут ли на качество истории повлиять долги родственников и как в целом повысить качество досье.
Кредитная история – это совокупность данных о финансовой дисциплине и ответственности лица при выполнении своих финансовых обязательств перед банками, микрофинансовыми организациями и другими учреждениями.
В Казахстане кредитная история заемщика содержит следующие данные:
Информация о клиенте: ФИО, ИИН, дата рождения, место работы, должность и доход.
Информация о долговых обязательствах: сведения о ссудах, которые были взяты заемщиком, включая сумму кредита, срок погашения, платежную историю, наличие просрочек и задолженностей.
Информация о залогах и поручителях: информация о недвижимости, автомобилях, ценных бумагах и других активах, которые были предоставлены в залог для обеспечения кредита. Также в кредитной истории может содержаться информация о поручителях и их обязательствах.
Информация о запросах: данные о запросах на получение кредита, которые были отправлены банками и другими финансовыми организациями в кредитное бюро.
Кредитное бюро собирает, хранит и анализирует информацию о заемщиках и предоставляет ее банкам и другим финансовым организациям для принятия решений о выдаче кредита.
У кого есть кредитная история в Казахстане, а у кого – нет?
В Казахстане кредитная история формируется у людей, которые берут кредиты или банковские карты, используют услуги лизинга, рассрочки или другие виды финансовых услуг, предоставляемых банками и другими кредитными учреждениями.
Соответственно, люди, которые не пользовались кредитными продуктами, не имеют кредитной истории.
Что будет с кредитной историей, если заемщик сменит имя или фамилию?
Если заемщик в Казахстане сменил имя или фамилию, то его кредитная история будет привязана к новым данным. Избавиться от старой кредитной истории гражданин не сможет, так как в Казахстане используется ИИН, который остается неизменным в течение всей жизни заемщика и связывает его с кредитной историей.
О том, с какой регулярностью обновляются данные в истории, читайте в нашем материале «Кредитная история в Казахстане. Как часто обновляют данные?»
Что понимать под плохой кредитной историей?
Плохая кредитная история – это сведения об отрицательных финансовых действиях, таких как просрочки, невозвраты кредитов, банкротство и т. д.
Кредитное бюро, которое собирает данные о кредитной истории, может оценивать кредитную историю как “плохую” в зависимости от того, насколько серьезны эти негативные события. Например, если заемщик имел одну-две незначительные просрочки, то его кредитная история может быть оценена как средняя или низкая, но не плохая. Однако, если заемщик имел множество просрочек, допускал невозвраты, проходил через банкротство, то его кредитная история может быть оценена как плохая.
Плохая кредитная история может существенно ограничить возможности заемщика получить новые кредиты или другие финансовые продукты в будущем.
Влияют ли на качество кредитной истории долги родственников, друзей?
Долги родственников или друзей не влияют напрямую на кредитную историю заемщика в Казахстане. Кредитная история формируется на основе финансовых обязательств, которые были взяты на имя заемщика, и его платежной дисциплины по этим обязательствам.
Однако, если заемщик получает статус поручителя или созаемщика по кредиту, взятому родственником или другом, то его кредитная история может быть затронута. Это возможно в случае неисполнения родственником или другом своих обязательств по кредиту.
Поэтому перед тем, как стать поручителем или созаемщиком, следует тщательно изучить условия кредитного договора и обсудить возможные риски с финансовым консультантом.
Какие преимущества дает хорошая кредитная история в Казахстане?
Хорошая кредитная история — это всегда дополнительные бонусы для заемщика.
Больше возможностей для получения кредита. Заемщики с хорошей кредитной историей имеют больше шансов взять кредит без отказа.
Более выгодные условия кредитования. Заемщики с хорошей репутацией могут получить кредиты на более выгодных условиях, например, с более низкой процентной ставкой, большим сроком погашения или без залога.
Ускоренное одобрение кредита. Хорошим клиентам дают кредиты быстрее, не требуя дополнительных справок.
Как повысить качество кредитной истории?
Если кредитная история заемщика в Казахстане плохого качества, то можно предпринять следующие шаги, чтобы улучшить ее:
Брать небольшие займы. В случае с небольшими по сумме займами МФО могут закрыть глаза на качество кредитной истории заемщика. Получив займ онлайн, нужно его вернуть вовремя. Это повысит кредитный рейтинг заемщика и улучшит качество его истории.
Избегать просрочек. Выплачивать кредиты нужно вовремя. Если возникают проблемы с выплатами, можно попробовать договориться с кредитором о реструктуризации или отсрочке платежей.
Снизить уровень задолженности. Если заемщик имеет много долгов, это может повлиять на его кредитную историю. Поэтому важно стараться погасить как можно больше долгов и уменьшить уровень задолженности.
Избегать частых запросов кредитной истории. Частые запросы кредитной истории могут указывать на то, что заемщик нуждается в финансовой помощи, но при этом ему никто не дает в долг. Это плохой сигнал. И новый кредитор тоже откажет. И отказ тоже попадет в историю, ухудшив ее качество.
Проверять кредитную историю. Заемщик должен периодически проверять свою кредитную историю, чтобы убедиться в ее точности и своевременно заметить ошибки или неточности.
Могут ли в кредитной истории быть ошибочные данные?
Да, ошибочные данные могут появиться в кредитной истории заемщика по разным причинам, например, из-за технических ошибок, ошибок ввода данных или неправильной идентификации заемщика.
Если заемщик обнаружил ошибочные данные в своей кредитной истории, он может обратиться в кредитное бюро, которое собирает данные о его кредитной истории, и запросить исправление ошибок. Заявление об исправлении ошибок должно содержать подробное описание ошибки, доказательства того, что ошибка действительно существует, и информацию о том, как должна быть исправлена ошибка.
В бюро должны изучить заявление за 10 дней. Если оно признано обоснованным, то ошибки должны быть исправлены. Если заемщик не согласен с решением кредитного бюро или его заявление на исправление ошибок было отклонено, то он имеет право обратиться в суд.